?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Купить, выбросить, купить
lomov


Данный фильм посвящён так называемому «обществу потребления». Само это понятие, на первый взгляд, какое-то расплывчатое, абстрактное, но характерные черты такого социума мы можем наблюдать каждый день или, по крайней мере, видеть в американских сериалах. 

Речь идёт о банальных вещах — товарах и услугах, которые постепенно меняют своё качество (в прямом и переносном смысле), становясь не средством, а целью, и даже самоцелью.

Фильм, в общем-то, не открывает Америки, рассказывая о том, какие маркетинговые ходы делают фирмы-гиганты ради увеличения своих продаж. Любой человек, поразмыслив, может и сам сделать вывод о том, что в современной экономике, которая базируется на постоянном росте, корпорациям совершенно невыгодно производить долговечные товары. Происходит абсурдная ситуация, когда инженеров вынуждают идти поперёк прогресса и искусственно сокращать срок службы изделий. Называется это «запланированным устареванием товара». На Западе вообще существует теория (вполне возможно, что в каких-то сферах она воплощена в жизнь), по которой товар должен терять свои потребительские качества или выходить из моды к моменту выплаты кредита по нему. То есть, потребитель вынужден постоянно что-то покупать, иначе экономика встанет. Достигается это не только «запланированным устареванием», но и другими уловками. Например, создаётся такая ситуация, когда ремонт сломавшейся техники выходит дороже, чем покупка новой. Или прекращается выпуск комлектующих. Или приостанавливается поддержка «устаревшего» (по мнению разработчика) ПО, тем самым пользователя подталкивают к покупке новой версии. Вариантов существует множество, а придумают ещё больше.

Через весь фильм красной лентой проходит сюжет о человеке, у которого сломался обычный принтер. И вот наивный пользователь идёт в сервисный центр, но там ему настоятельно советуют купить новый, потому что ремонт выйдет дороже покупки. Он отправляется в другое место, но там ему рекомендуют сделать то же самое. Отчаявшись, Маркос (так зовут главного героя), по интернету связывается с неким мастером, который объясняет ему, как самостоятельно восстановить работу принтера, попутно рассказывая о тех приспособлениях, которыми производитель начиняет своё устройство ради искусственного сокращения срока службы. Самое интересное, что подобная ситуация была и у меня. Моему принтеру уже 8 лет, и он до сих пор отлично работает, но без некоторых манипуляций с моей стороны его бы пришлось отправить на свалку ещё года 4 назад. Одним словом, нас, таких любознательныйх и дотошных, много :-)

Всё это невероятно красочно и подробно описал Олдос Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир». Роман вышел в 1932 году и был в какой-то степени стёбом, но кто ж мог подумать тогда, что написанное начнёт воплощаться в жизнь? Не вдаваясь в подробности, отмечу, что герои произведения поклоняются Генри Форду, а конкретно — символу в форме буквы Т (так именовалась первая модель общедоступного автомобиля, выпущенного им), регулярно занимаются шоппингом (который государственной пропагандой преподносится как общественно-полезное мероприятие), а с детства им буквально вдалбливают догмы-поговорки типа: «Чем старое чинить, лучше новое купить», «Овчинки не стоят починки» и т. д. 

Конечно же, не стоит воспринимать ни фильм, ни сказанное мною буквально и трагически. Безусловно, в море товаров попадается и откровенное барахло, продающееся за немалые деньги, и вполне качественные недорогие вещи. Часто бывает и наоборот, когда качество строго пропорционально цене. И, само собой разумеется, всё сказанное не относится к дорогим изделиям: коллекционные перьевые ручки, швейцарские часы и автомобили ручной сборки просто не могут быть плохими по определению.





  • 1
Это новый какой-то фильм или из старого ?

Год ему, примерно. На Ютуб его в 2011 загрузили. Там, к сожалению, в титрах даты нет.

Надо будет глянуть!)

Фильм стоящий, особенно меня впечатлил эпизод про «заговор вокруг лампочки»...

Познавательно, спасибо

Не за что! :-)

Очень рекомендую "Квота, или сторонники изобилия" Веркора.
http://lib.aldebaran.ru/author/verkor_/verkor__kvota_ili_storonniki_izobiliya/
Более жизненно, чем у Хаксли )))

Спасибо, почитаю :-)

Каждый раз после просмотра таких фильмов с грустью смотрю на комментарии к ним и количество откликнувшихся... Всё в этих фильмах хорошо, но где прямые, четкие и понятные всем фразы, говорящие, как же надо правильно жить и что надо делать? Вообще зачем людям это смотреть?! В независимости от нашего поведения, корпорациями управляют и будут управлять не последние дураки с большими кошельками. И они выкачают нефть до последнего барелля, но заработают на этом. Они будут производить товары и будут делать их быстропортящимися, и люди будут покупать новое. Где в этом ролике имя русского умельца, написавшего программу? Что толку об этом говорить, если в руки не даются инструменты?! Современному человеку некогда будет скать это всё и заморачиваться. Он пойдёт и купит новый.
Ролик в этом плане бесполезный. Сплошные разглагольствования и ничего более.

Знания преумножает печали, как известно. Тем более, что в фильме затрагиваются очень сложные моменты... Ведь общество потребления, консьюмеризм — это философские вопросы в каком-то смысле, и однозначного, чёткого ответа на них быть не может, как и подробных инструкций, что делать и как жить. Каждый находит решение самостоятельно.
Но знание проблемы — это уже первый шаг на пути её решения. По крайней мере, понятно направление, в котором нужно двигаться. Ведь многие люди вообще живут одним днём, не задумываясь о жизни и о происходящих вокруг вещах. Поэтому, такие фильмы, пожалуй, стоит смотреть хотя бы для общего развития.
Ну вот, например, мы же знаем, что Земля круглая, а Солнце рано или поздно погаснет. Какая от этого знания практическая польза? Никакой. Что мы можем поделать с этим? Ничего. Но знание ценно само по себе.

То, что земля круглая - это факт, который на нас не влияет, и мы на него повлиять не можем. Что же касается политики государства, разве не инициативность и активная позиция народа - то, что может изменить ход истории?
Все эти фильмы предоставляются, как факт. Однако, могли бы предлагать и призывать к конкретным действиям. Представим на секунду, что все скачали эту программку русского умельца и не пошли в магазин покупать принтер. Какой удар по доходам производителя!!! И если бы у людей был другой вариант действий, они бы действовали по-другому. Но вариантов нет и этот фильм их не предлагает. Поэтому, я считаю, что фильм хороший, но бесполезный

Edited at 2012-11-16 02:19 pm (UTC)

ролик не смотрел и не буду, но прочитал, смысл понял.
тенденция такая, наверное, есть. обидно, что традиция дарения подарков спотыкается на этом, когда тебе дарят подарки, которые или откровенное бесполезное барахло, или устаревают или изнашиваются быстро и их выбрасываешься.
могу только сказать, что одежда такая что да, быстро портится, но тут наверное даже плюс, потому что разнообразие (но не там плюс, когда за одежду просят цену завышенную невообразимо). а вот техника улучшается, меняется, тут результат прогресса. я покупал телефон, модели которой было 2 года, и проходил с ним 2 года. за 2 года он действительно морально очень устарел, видел это именно как технический специалист, и с удовольствием его поменял, чем не нарадуюсь. да и, например, лазерные принтеры все лучше намного, чем матричные или струйные (для документов), новые телевизоры, извините, не сравнить со старыми. и так далее, но техника действительно стоит того, чтобы ее обновлять. ну и одежда. а остальное...
за собой замечаю тенденцию тяготеть к вещам с историей. японцы говорят, что если вещи много лет — дереву, кукле, дому, любой, — то в нее вселяется ками, дух, и она становится живо. согласен полностью! предмет с историей — живой предмет. потому с некоторых пор стал большое внимание уделять как предметам с уже историей, так и тем, которые могут ее приобрести, долговечные. это очень интересный мир и интересные предметы, которые могут окружать твой мир и менять его, делать живым, монументальным, а не суетливым и единомоментным, как вещи потребления.

Вы сейчас одну важную вещь заметили, и, пожалуй, это действительно так — есть «предметы потребления», продиктованные модой, а есть «вещи монументальные», «артефакты», «вещи в себе». Собственно, может быть в этом и есть прелесть сегодняшней ситуации, когда из миллионов похожих изделий разных производителей нужно выбирать самое подходящее и добротно сделанное. Раньше ведь выбора вообще не было — телевизор или «Рекорд», или никакой. И так во всём.
Сейчас основная задача покупателя — не столько щупать товар, проверяя качество, сколько читать книги по маркетингу, учась не поддаваться рекламным манипуляциям и не вестись на тренд.

ну зачем же читать книги по маркетингу? не пойму) мне кажется, достаточно просто иметь голову на плечах, быть сознательным.
не прочитав ни одной книги по маркетингу, я отлично замечаю за собой, что в первую очередь интересуюсь теми брендами, которые мне хорошо известны (именно за счет рекламы), и четко отмечаю, что покупаю чаще те товары, которые красиво упакованы. не нужно штудировать книги, чтобы это видеть.
но, как ни странно, это чаще всего работает. то есть, таки товары достаточно качественны. почему? потому что бренды, которые активно продвигают себя именно как символ, рассчитывают на длительное пребывание на рынки, они не времянщики, потому они стараются держать качество товара на уровне (подделки не рассматриваем). Ибо если они разочаруют своим качеством покупателей, то те будут бегать от запомнившегося бренда как от огня, такое допустить нельзя. Так же стоит отметить и то, что бренды, которые могут себе позволить активную рекламную компанию и могут заплатить хорошему дизайнеру за хорошую упаковку, могут спокойно себе позволить и хороший контроль качества своей продукции. Когда видишь ужасную упаковку товара, то не возникает сомнение, что и внутри ужасно все — потому что если упаковка сделана абы как, с большой вероятностью и товар делается абы как, такому доверять трудно.
Но все равно решающим остается вкус самого потребителя. Он бывает низким, но это неважно. Главное же что. Если потребитель готов платить спрашиваемую сумму за данный товар, то он его будет покупать. Если товар слишком дорогой, завышенная цена, и покупателю кажется, что этот товар не достоин такой цены, он его покупать не будет. Тут соотношение достатка человека с его вкусом, и это отношение может меняться всяко, и книги о маркетинге тут читать не обязательно, если, конечно, ты не продавец.
Свобода это не тогда, когда тебе кажется, что тобой не манипулируют. Свобода это тогда, когда если тобой даже и манипулируют, ты это осознаешь и используешь на свое усмотрение.

Извиняюсь за вопрос не в тему... А Вы не анимешник случаем? )

ты меня не помнишь, что ли?)

ну раз поступил такой ответ, значит помню и не ошиблась )

это хорошо или не очень?)))

хорошо ))) Чем же нехорошо? Я просто удивилась, что тут тебя увидела, а не в своем блоге ) Думаю, а вдруг и правда ошиблась.

тебе хотелось бы увидеть меня в своем блоге?)

не вижу препятствий! ) Конечно! Если только тебе там будет интересно

Edited at 2012-11-20 09:30 am (UTC)

  • 1